ЛенКа ([info]lenka_lesoleil) wrote,
@ 2005-11-25 11:13:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current mood: blank
Entry tags:books, cynical, human behaviour, quotes

Лев Толстой очень любил играть на балалайке. Но не умел (с)

Перечитав «Крейцерову сонату»,  в очередной раз поразилась пропагандируемым в ней истинам от Толстого. Умный ведь парень, вегетарианец, зеркало, понимаешь, русской революции... Но в отношении женщины такое дикарство. Не могу не поделиться, тем более что кое-что может быть актуально, как не дико, до сих пор.
Цитаты, дабы не быть голословной.




(21 comments) - (Post a new comment)


[info]trout
2005-11-25 09:52 am UTC (link)
Здесь два аспекта.
Во-первых, все-таки, все эти слова говорит не Лев Толстой, а его, так сказать, лирический герой. Есть, понимаешь, такое понятие в литературоведении :)
Но во-вторых, все-таки, это Лев Толстой, собственной персоной. Разумеется, наиболее злостные выкладки своего героя он не разделял, и заострил их намеренно, дабы раскрыть всеобщий, в его представлении, обман. Но по всему видно, что он сам никак не мог выпрыгнуть из парадигмы "женщина - объект". Да и как ему было из нее выпрыгнуть при его страсти к упрощенчеству!
Кроме того, не повезло ему по жизни! Жена дура, хоть и терпеливая, как овца:) В молодости бляди, дворовые девки. Не было у него на пути женщины, которая бы выслушала его и к которой бы он мог хотя бы прислушаться, да и не искал он такую, не этими мыслями была занята его голова.

(Reply to this) (Thread)


[info]lenka_lesoleil
2005-11-25 11:14 am UTC (link)
Спасибо за мнение!
Во-первых - закономерно, про лирического героя - "ну, читала, знаю - читала? ах ты, умница" (с). :) С другой стороны - с каждом лирическом герое - много автора, не так ли? Относительно уважаемого Льва Николаича, чё-то сразу вспомнилось краем уха слышанное о его собственном отношении к жене и т.д...
А про во-вторых - ню-ню. Не повезло, думаешь, с женщинами? Оно, наверное, конечно... Но "заострил" он как-то уж больно безапелляционно и на самом похабном. Неприятно. Меня всегда от этой "сонаты" с души воротит - всё собиралась обсудить ощущения с умными людьми :)

А как же Анна Каренина? Это ведь - шедевр, проникновение в суть женской души, нет?

(Reply to this) (Parent)


[info]frederica77
2005-11-25 10:03 am UTC (link)
надо перечитать... как-то не воспринимаются цитаты, вырванные из контекста. пошла ронять себе на голову толстого Толстого с верхней полки :).

(Reply to this) (Thread)


[info]lenka_lesoleil
2005-11-25 11:16 am UTC (link)
Перечитай ;) Она коротенькая. А еще есть фильм - с великолепным Олегом (из там вроде несколько уже?) Янковским в главной роли. Но лучше, конечно, первоисточник.

(Reply to this) (Parent)


[info]great_snake
2005-11-25 11:43 am UTC (link)
толстой - великий христианский писатель. великий тем, что более христианский чем все христиане вместе взятые. любую христианскую догму он пытался (в конце жизни) понять и исполнить БУКВАЛЬНО. и все что выше нацитировано напрямую вытекает из христианской морали. если почитать богословскую литературу, ты там еще не такого накопаешь...
так что играл толстой на балалайке или не играл - не это главное. он же зеркало, и не только русской революции=)

(Reply to this) (Thread)


[info]lenka_lesoleil
2005-11-25 01:08 pm UTC (link)
Буквальное исполнение любых предписаний чревато, по-моему, передергиваниями на местах, пардон за ненамеренный каламбур :)
Толстой - личность великая, но неоднозначная. А в "Сонате" уж слишком сконцентрирована его "старозаветность".

Про балалайку - веселая фраза моего любимого Хармса. Еще Толстой очень любил детей. Поймает - и ну гладить по головке. А они его не любили. Убегали к Пушкину :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]great_snake
2005-11-25 08:03 pm UTC (link)
я тоже убежал к пушкину:) давно...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lenka_lesoleil
2005-11-25 08:57 pm UTC (link)
То-то же :)

(Reply to this) (Parent)

Hozhai любил писать про Толстого, но не умел.
[info]hozhai
2005-11-25 07:57 pm UTC (link)
Пожалуй, тоже скажу пару слов.

Это хорошо, что ты не согласна с Толстым. Я вот тоже во многом с ним не согласен. Вообще, мало кто согласен с Толстым на 100%. Нормальное дело... Но! Я далек от объявления его мыслей "дикарством". Также мне не хотелось бы вешать на Льва Николаевича и другие ярлыки.

Мне отчего-то представляется, что граф не был счастливым человеком. Ум и талант ему были дарованы. А счастье -- нет. Оттого и метания все эти... И "Крейцерова", и "Анна"... Толстой сам был прекрасной иллюстрацией мысли, что все несчастливые семьи несчастливы по-своему.

К тому же, для меня всегда лучше умный и думающий собеседник. Пусть даже я не согласен с ним. Все равно мне интересно его мнение. Гораздо хуже -- поддакивающий и вечно соглашающийся со мной человек, но при этом мне не интересный и не пробуждающий во мне искры ответных мыслей.

Поэтому Толстой мне дорог, прежде всего, как человек пытавшийся мыслить.

Это я пишу вовсе не в защиту графа. Не нуждается он в моей защите. Да и в твоих словах я особого наезда на графа не вижу. Скорей ощущаю попытку разобраться в противоречиях. Но, на мой взгляд, не стоит стремиться к распрямлению всех изогнутостей и несоответствий. Все мы существа противоречивые. Лично я вижу в графе Толстом умного и интересного собеседника. Именно этим, а не своими законченными тезисами и выводами, он мне дорог.

Проще говоря, противоречия и неоднозначности -- это более чем часто хорошо. Не надо избавляться от них. Скорей, надо бороться с прямолинейностью и жёсткой определённостью. Ты можешь возразить мне, что твой пост как раз и борется с подобной прямолинейностью. Если так -- то я весьма рад. Именно таким я твой пост и увидел. Именно поэтому я и пишу эти строки.

Удач! Извини за сумбур...

(Reply to this) (Thread)

Re: Hozhai любил писать про Толстого, но не умел.
[info]lenka_lesoleil
2005-11-26 10:12 am UTC (link)
Спасибо за пространный коммент!
Во-первых, я ничего на Льва Николаевича не вешаю. Во-вторых, его личный взгляд на семью и женщину в ней - коробит. Тем более, что этот взгляд, естественно, находил отражение в его произведениях. Достаточно вспомнить, чтО он сделал с Наташей Ростовой - превратив ее из юной искрометной шалуньи в тельную (так, кажется, говорят в с/х?) корову. Но это - моё мнение, и только.
Я не специалист - целенаправленно творчеством Толстого не занималась, поэтому квалифицированно спорить не могу. Мне не нравится его максимализм. В этом есть что-то нездоровое. А "Крейцерова" - самая яркая иллюстрация этого максимализма, как по мне.
Спасибо, что ты как всегда, вежлив. Я и правда никогда не претендую на истину в последней инстанции и также стараюсь держаться в рамках вежливости и терпимости :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Hozhai любил писать про Толстого, но не умел.
[info]hozhai
2005-11-26 10:51 am UTC (link)
"Я не специалист - целенаправленно творчеством Толстого не занималась, поэтому квалифицированно спорить не могу."

Аналогично! :-) Дело же не в споре, а в обмене мнениями. Я так думаю.

Самое печальное - противопоставление одного максимализма другому. Поэтому я тоже ни на чём не настаиваю. Сижу, никого не трогаю, на балалайке играю. По нотам Хармса: "Тень-дер-день-тер-тер-день-день-день". А вот "Брам-пам-дам-дарарам-пам-пам" мне тяжелей даётся. :-)

Мира тебе и удач всяческих! Чего не так - не серчай.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Hozhai любил писать про Толстого, но не умел.
[info]lenka_lesoleil
2005-11-26 10:57 am UTC (link)
Как прекрасно говорить на одном языке! :)

Вот-вот, я тоже больше "тренькающего" Хармса поддерживаю :)

О чем ты - какое серчание! Я тебя нежно люблю (извини за интимность :))

Всё еще на больничном - мир и удачи в выздоровлении пригодятся.

(Reply to this) (Parent)


[info]solantis_s
2006-08-24 04:16 pm UTC (link)
Толстой - великий писатель, но моралист он, извиняюсь, хренов. Ибо в последнем занятии ничто так не убеждает, как личный пример :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]lenka_lesoleil
2006-08-30 07:26 am UTC (link)
Пожалуй.
Что-то у Льва Николаевича с женщинами не складывалось:)

(Reply to this) (Parent)


[info]glimpsy
2008-07-16 01:03 pm UTC (link)
Согласна, что мнение Толстого обусловлено, скорее всего, тем, что ему не повезло с женщинами. Но! Я уже давно над этим задумывалсь. Может, не бывает дыма без огня? Вполне возможно, что женщин возвышенных, умных и тонких раньше действительно было гораздо меньше? Отсюда и отношение к ним. Тяжелые бытовые и экономические условия, болезни, отсутсвие образования, отсутсвие контрацепции, а отсюда постоянные гормональные перепады, отсутсвие возможности побыть одной, расти над собой, хоть как-то реализовываться в традиционном обществе, отсутсвие примеров, к которым можно тянуться, отсутствие новых впечатлений... Откуда было появится личности в женщине? Мне кажется, они в большинстве своем действительно были отупевшие, примитивные. Это уж потом, с развитием общества, появилась возможность получить образование, читать, писать, общаться, думать...

(Reply to this) (Thread)


[info]lenka_lesoleil
2008-07-16 01:15 pm UTC (link)
Вот это комментарий! Крик души:)

Когда я смотрю фильмы/читаю книги о жизни дворян - просто охереваю (пардон!): как бедняги мучились безделием! Осюда все беды и личные драмы. Это даже не половое - общеприменимое. Скучали, пили, охотились и трахались. Контрацепции не было - вот и все драмы.

А если серьезно - всё правильно, наверное, так и было: женщины принимали отведенную им социумом роль, и покорялись. Противно только, что мудрые сверх-люди - мужчины - до сих пор, подчас, живут под лозунгом "курица не птица, баба не человек". Где-то читала, что woman - сексистская производная от "man":)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]glimpsy
2008-07-16 01:20 pm UTC (link)
Конечно, крик! Для меня такая жизнь представляется невыносимой. Я поэтому частенько не понимаю людей, которые хотели бы жить в старые времена...

Ну, кажется, "баба не человек" потихоньку отмирает.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lenka_lesoleil
2008-07-16 01:47 pm UTC (link)
Зато (эти вечные "зато"!) - никаких проблем выбора и смысла жизни. Рожай, убойся мужа своего - и баста!..

Ты сказала, и я задумалась: когда-то обсуждали, кто в каком времени хотел бы жить, и я видела себя такой барышней 18 века. А ведь ты права; страшные времена были:)

Отмирает, наверное. У молодого поколения. Хотя, как обычно, сначала переходит в другую крайность: бизнес вумен + домохозяйство+ дети. Но, может, всё прийдет в норму, со временем.

Подумала еще: нет, всё-таки женский вопрос меня не интересует. Если рассуждать о "вторичности" - надо запретить рекламы тампонов/прокладок и лифчиков на ТВ; всё с физиологии, с неё.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]glimpsy
2008-07-16 01:53 pm UTC (link)
Совершенно верно ;-) Дойдет наука до сглаживания разницы в физиологии, вот тогда и воцарится полное половое равноправие :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lenka_lesoleil
2008-07-16 01:54 pm UTC (link)
и тут у нас согласие:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]glimpsy
2008-07-16 01:57 pm UTC (link)
:-)

(Reply to this) (Parent)


(21 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…