?

Log in

No account? Create an account
Всё, в конце концов, дано...
...в час, когда уже не просят
Самоубийства животных проливают свет на поведение человека 
20th-Dec-2015 04:59 pm
bulbs
(на фото: 
Ричард О'Бэрри, специалист в области млекопитающих, и его сын Линкольн, наблюдают дельфинов в аквариуме Тайдзи, Япония)

Сорок лет назад Ричард О'Бэрри (Richard O'Barry) видел, как Кэти (Kathy), самка дельфина из шоу 1960-х годов «Флиппер», покончила с собой. Он так говорит. Она заглянула ему в глаза, нырнула на дно бассейна и перестала дышать.
Этот момент на всю оставшуюся жизнь превратил дрессировщика дельфинов в активиста-зоозащитника.
Ричарду О'Бэрри принесла известность роль в документальном фильме «Бухта» (The Cove), который получил премию Oscar и рассказывает о торговле дельфиньим мясом в одном из городов Японии.

["Бухта" -Эта шокирующая картина сделана группой экологических активистов, дайверов и подводных операторов, которые проникли в тщательно охраняемую бухту Тайджи на Японских островах. В этом укромном месте они собрали подробные документальные свидетельства экологического преступления, тщательно скрываемого от широкой публики. Ежегодно в бухте Тайджи японские рыбаки убивают более чем 20.000 дельфинов. Их мясо, которое часто содержит высокий уровень ядовитых соединений ртути, продается в супермаркетах под видом "китового мяса".

Помимо проблемы защиты китообразных от истребления и жестокого использования диких животных в индустрии развлечений, фильм поднимает и такую глобальную проблему, как повсеместное и тотальное загрязнение мирового океана. Фильм The Cove удостоен наград международных экологических и документальных кинофестивалей в Сиднее, Сиэтле, Нантакете, Ньюпорте, Мауи; он также получил приз зрительских симпатий на фестивале Sundance.]

Ричард О'Бэрри рассказывает: «Это самоубийство изменило меня. Индустрия развлечений с использованием животных не желает, чтобы люди задумывались о способности дельфинов совершать самоубийства. Однако они – высокоразвитые создания, способные осознавать себя как личность и обладающие мозгом большего размера, чем мозг человека. Если жизнь становится невыносимой, они просто не хотят больше дышать. А это и есть самоубийство».

Кому-то самоубийства животных покажутся абсурдом, однако эта концепция существует с периода возникновения философии. Аристотель рассказал историю о жеребце, который кинулся в пропасть, когда понял, что его обманом принудили спариваться с его матерью.

Ранние христианские теологи и викторианские академики дискутировали на эту тему. Дункан Уилсон (Duncan Wilson), историк медицины Университета Манчестера и соавтор исследования, опубликованного в мартовском выпуске Бритиш джорнал «Попытка изложения истории животных, склонных к самоуничтожению» (Endeavour on the history of self-destructive animals):
«Вопрос самоубийства животных – это, по сути, взгляд людей на то, что значит – быть человеком. Люди, поднимающие сегодня вопрос о суицидах животных, стремятся вызвать сострадание к положению животных, которые подвергаются жестокому обращению или находятся в неволе».

Изменения во взглядах и интерпретациях самоубийства животных отражают перемены моральных ценностей в отношении животных, а также в нашей собственной склонности к саморазрушению, утверждает исследование.
Римляне считали самоубийства животных вполне естественными и благородными; одними из наиболее часто упоминавшимися, в связи с самоубийствами, животными были лошади, к которым римляне относились с огромным уважением. Затем дискуссия о самоубийствах животных приостановилась, кажется, на целые столетия. Христианские мыслители, например, Св. Фома Аквинский, считали суицид грешным поступком для людей и невозможным – для животных. «Всё в природе естественным образом любит самое себя. Как следствие, всё живое поддерживает в себе жизнь», - писал он в XIII столетии.

В XIX веке, однако, после того, как Дарвин продемонстрировал происхождение человека от животных, начали формироваться гуманные сообщества, стали популярными домашние животные и вегетарианство, и снова стали возникать сообщения о самоубийствах животных. Наиболее часто упоминающимся в этой связи животным стала собака.
В 1845 году Иллюстрейтед Лондон Ньюс сообщает о собаке породы Ньюфаундленд, которая несколько раз покушалась на самоубийство, пытаясь утопиться - и в итоге ей это удалось.

Исследование Уилсона предлагает множество примеров самоубийств животных (утка-нырок, кот, пеликаны, скорпионы), но в нём намеренно не поднимается вопрос, способны ли технически эти или другие животные покончить с собой.
Томас Джоинер (Тhomas Joiner), психолог Университета Флориды, делает подобное утверждение. Его новая книга, «Мифы о самоубийстве» (Myths About Suicide), проводит связи между суицидальными склонностями всех живых существ: «Повсюду в природе существуют одинаковые интересы: будет ли моя смерть более стоящей, чем моя жизнь? На этом основаны суициды любых живых существ, от бактерий и насекомых до людей».

Отрывки; полный текст статьи
This page was loaded Dec 12th 2017, 12:03 pm GMT.